20
Июл

Выступление Шарлиз Терон на церемонии открытия 21-й Международной Конференции по СПИДу в Дурбане

Добрый вечер, дамы и господа!

Как правило, спикеры, которых приглашают выступить на конференциях, начинают свою речь со слов: «Для меня большая честь оказаться сегодня здесь».

И я на самом деле очень признательна за то, что мне дали шанс выступить перед такой уважаемой группой людей.

Но, если быть до конца честной перед собой и перед всеми вами, мне грустно находиться здесь, на 21-ой Международной конференции по СПИДу. Моя родная страна принимает ее уже во второй раз.

Это совсем не почетно и это не то, чем следует гордиться. Пожалуйста, поймите меня правильно: я не хочу оскорбить кого-то или приуменьшить результаты тех титанических трудов, которые были проделаны сообществом за все эти годы.

Мне довелось увидеть результаты этой работы воочию. Меня вдохновляет ваша приверженность этой борьбе. Миллионы людей не дожили бы до сегодняшнего дня без вашей преданности и самоотдачи. 

Тем не менее, я считаю, нам пора признать, что что-то пошло не так. Нужно посмотреть правде в глаза и понять, насколько же несправедлив мир, в котором мы живем. Правда в том, что у нас есть все необходимые инструменты, чтобы предотвратить распространение эпидемии ВИЧ. У нас есть все, что нужно: презервативы, доконтактная и постконтактная профилактики, антиретровирусные препараты, знания, опыт.

Но несмотря на все это, 2,1 миллиона человек, 150 000 из которых дети, заразились ВИЧ в прошлом году. Только в Южной Африке 18 000 человек умерло от СПИДа в 2015 году. 2,1 миллиона детей остались сиротами из-за этой болезни. Я могу и дальше продолжать приводить эти страшные цифры, но они и так всем прекрасно известны.

Вместо этого, давайте лучше зададим себе вопрос: почему мы до сих пор не победили эту эпидемию? Может быть мы не очень сильно этого хотим? Говоря «мы», я имею в виду не только сидящих сегодня в зале, а все человечество..

Когда вы спрашиваете «почему?», в ответ приходит одно и то же: это слишком дорого, слишком сложно, нельзя победить стигму, все решают политики и так далее. Это не ответы на вопрос, а пустые разговоры.

Истинная причина сводится к одному простому факту: мы ценим жизни одних людей, больше, чем других. Жизнь мужчины ценится больше, чем жизнь женщины. Гетеросексуальная любовь превыше гомосексуальной. Жизнь чернокожего ценится не так сильно, как жизнь белого человека. У богатых больше прав, чем у бедных. Взрослые важнее подростков.

СПИД не дискриминирует сам по себе. У этого заболевания нет биологических преференций по отношению к чернокожим, женщинам, молодым людям или беднякам. Болезнь не выбирает специально своей целью представителей уязвимых и угнетаемых групп населения.

Это делаем мы. Мы их угнетаем, мы их игнорируем. Мы позволяем им страдать и обрекаем на смерть.

От лица моего фонда и ряда дружественных организаций, я призываю сегодняшнюю молодежь стать поколением, которое положит этому конец.

Под «этим» я подразумеваю не только эпидемию СПИДа, но и культуру, которая оправдывает насилие и позорно заставляет жертв молчать.

Я призываю разорвать этот порочный круг бедности и насилия, который загоняет маленьких девочек в ловушку ранних браков и принуждает их торговать своими телами, чтобы обеспечить существование семьи. Я призываю искоренить расизм, который позволяет белым и богатым сначала эксплуатировать черных и бедных, а затем обвинять их же в собственных бедах.

Я призываю покончить раз и навсегда с гомофобией, которая клеймит и изолирует ЛГБТ молодежь, лишая их права на здоровье и получение жизненно-важных знаний.

ВИЧ передается не только через сексуальные контакты. Это заболевание передается через сексизм, расизм, бедность и гомофобию.

Если мы собираемся остановить эпидемию, мы, прежде всего, должны излечить болезнь в наших сердцах и головах. И я верю, что у молодого поколения получится это сделать. Молодежь всегда была двигателем социальных изменений. У этого поколения есть надежда. В конце концов, речь идет о поколении Малалы Юсуфзай и Анояры Хатун. Это поколение, которое разрушает сложившиеся устои, меняет старые представления о гендерной принадлежности, сексуальности и расовой справедливости.

Не так давно, я наблюдала в ЮАР, как молодая ЛГБТ активистка убеждала епископа принять всех людей в лоно церкви. Ее смелость и преданность идее вдохновляют меня.

Ее уверенность исходит от заботливых взрослых, которые создают безопасные площадки для диалога, где можно беспристрастно обсудить самые сложные вопросы. Эти же взрослые просвещают и воспитывают молодёжь, учат их заботиться о своем теле и смотреть в будущее.

Вы – ведущие мировые исследователи, грантодатели, медицинские работники и реализаторы программ. Ваша работа жизненно необходима, она изменила ход эпидемии. Но не стоит забывать, что эта эпидемия не закончится сама по себе. Каждому отведена своя роль. Мы должны работать усердно, конструктивно и намного более оперативнее, чем прежде. Но не наше поколение остановит СПИД. Это сделает следующее поколение.

Я верю, что по окончанию конференции, очень важно будет наладить контакт с молодежью. Нужно искренне к ней прислушаться, предоставить место за столом переговоров, учитывать ее мнение в нашей работе.

Проблема ВИЧ/СПИДа решается не только в лабораториях, офисах или на конференциях, подобных этой. Над этим усердно трудятся в сообществах, в школах и на улицах – там, где голос разума или рука помощи порой могут означать разницу между жизнью и смертью.

Нельсон Мандела сказал однажды: «Молодые люди, в сердцах которых горит огонь, способны обрушить башни угнетения и поднять на их месте знамена свободы».

Если мы поддержим нашу молодежь, прислушаемся к ней, дадим ей сил и уверенности выступить против предрассудков, неравенства, то они покончат с этой эпидемии.

Заканчивая свою речь, я хочу сказать всем вам спасибо за потрясающую работу и самоотдачу. Этот форум действительно вдохновляет. Я рада, что нахожусь сегодня здесь с вами, но надеюсь, что в будущем собраний по такому поводу удастся избежать.

Начиная с 1985 году, мы отсчитали 21 Международную конференцию по СПИДу. Пришло время начать обратный отсчет. Наша цель – покончить с эпидемией СПИДа к 2030 году.

К этому времени успеют пройти еще четыре конференции. И они должны стать последними.

Спасибо.