27
Дек

Светлана Долту: «Заключенные доверяют волонтерам-аутричам, которые осуществляют обмен шприцев»

Во многих странах региона ВЕЦА в тюрьмах есть обмен шприцев. И когда об этом заходит разговор, часто возникает вопрос: неужели у администрации нет соблазна проследить по шприцу источник наркотиков в камере? Не боятся ли этого сами заключенные?

Как решен вопрос анонимности в тюрьмах Молдовы, рассказывает  советник по медицинским вопросам Директора Департамента пенитенциарных учреждений Министерства Юстиции Республики Молдова Светлана Долту:

— Внедрение снижения вреда в тюрьмах Молдовы было совместной инициативой тюремного персонала и гражданского общества. 3 декабря 1999 г. был принят Приказ № 115 «Об организации пилотной программы снижения вреда в исправительных учреждениях», разрешивший начать в колонии пилотный проект по обмену игл и шприцев.

Успеху этой инициативы очень способствовало активное участие и содействие со стороны руководства самого высокого уровня, которое отдавало распоряжения администрациям тюрем на местном уровне организовать проекты обмена игл и шприцев и в полной мере сотрудничать с провайдерами услуг (НПО). Опыт показал, что отношение к проекту на местах изменилось к лучшему, как только с персоналом была проведена разъяснительная работа и стали заметны позитивные результаты программы. Благодаря тому, что до начала и в ходе программы проводятся всестороннее обучение и информирование, практически все, включая персонал тюрем – от охранников до администрации – и самих заключенных, осведомлены о риске заражения ВИЧ и о видах рискованного поведения. Это помогло уменьшить уровень ассоциируемой с ВИЧ стигмы и дискриминации, улучшив тем самым жизнь заключенных с ВИЧ.

Поначалу проект осуществлялся силами работников медсанчасти. Заключенные должны были обращаться в медсанчасть за средствами инъекционной безопасности, презервативами и информационными материалами. Но за 5 месяцев заключенные обменяли примерно 50 шприцев. Сотрудники НПО и медсанчасти опросили заключенных о причине такой низкой востребованности обмена. Выяснилось, что многие не решаются воспользоваться услугами программы, поскольку не верят в их анонимность и конфиденциальность. Заключенные опасались, что подвергнутся давлению или окажутся в штрафном изоляторе, поскольку сам факт их обращения за иглами и шприцами будет означать, что они занимаются запрещенной деятельностью (т.е. употребляют наркотики).

Еще одним препятствием было то, что медработники не всегда оказывались на месте в нужный момент. Пункт обмена был обычно открыт в часы работы медперсонала. Это означало, что по вечерам и в выходные возможность воспользоваться услугами проекта была ограничена или отсутствовала.

Тогда на второй стадии проекта восемь волонтеров из числа заключенных были обучены работе по снижению вреда на четырех объектах в жилых блоках колонии. Для работы на каждом объекте были назначены по два волонтера-аутрича, которые выдавали необходимые материалы из запасов, хранящихся в отдельном шкафу или тумбочке неподалеку от их жилой зоны. Услуги проекта стали доступны 24 часа в сутки и семь дней в неделю, поскольку клиенты и непосредственные поставщики услуг жили рядом.

Из интервью с волонтерами стало известно, что большинство заключенных обращаются к ним вечером. И самое важное – заключенные доверяли волонтерам-аутричам, которые были тщательно отобраны из числа самих заключенных и, согласно негласному тюремному кодексу поведения, никогда и никому не сообщали о том, кто к ним обращался. Волонтеры не ведут учета фамилий, имен, помимо количества шприцев, презервативов и т.д., которые ими были выданы. Затем эти сведения (о количестве выданных материалов) передаются начальнику медсанчасти. Вся работа ведется в сотрудничестве с тюремным врачом. Врач выступает в роле супервизора проекта и как связующее звено между волонтерами, персоналом колонии и сотрудниками НПО.

В результате за первый год работы проекта волонтеры в колонии Брэнешть обменяли 2840 шприцев.

Кроме обмена шприцев волонтеры предоставляют презервативы, антисептики, спиртовые салфетки, информационные материалы, а также обучают по принципу « равный-равному».