Ирина Евдокимова: В некоторых семьях с ВИЧ женщине вообще не до лечения ребенка — она переживает насилие и издевательства со стороны мужчины
В Тюмени в суд передано уголовное дело в отношении женщины, которая отказалась от лечения своей дочери с диагнозом ВИЧ. Прокуратура обвиняет мать по статье «Причинение смерти по неосторожности». Как поясняют в правоохранительных органах, женщина относится к категории СПИД-диссидентов, которые отрицают само существование такого заболевания, как вирус иммунодефицита человека. В апреле ребенок умер от ВИЧ-инфекции стадии 4В.
Реакцией на произошедшее событие стало появление новой законодательной инициативы, обязывающей родителей отправлять ВИЧ+ детей на лечение. Соответствующий законопроект готовится в Государственной Думе Российской Федерации, рассказала один из его авторов, зампред думского Комитета по вопросам семьи Оксана Пушкина. По ее словам, документ планируется внести на рассмотрение нижней палаты в осеннюю сессию.
В экспертном сообществе есть разные мнения по поводу предложенного решения. Так, Агентство социальной информации опубликовало на прошлой неделе комментарий по заявленной теме Ирины Евдокимовой, исполнительного директора НП «ЕВА» — объединения, созданного в защиту женщин с ВИЧ-инфекцией и другими социальными заболеваниями.
Irina Evdokimova:
«В некоторых семьях с ВИЧ женщине вообще не до лечения ребенка — она переживает насилие и издевательства со стороны мужчины».
Специалисты «Е.В.А.» несколько раз сталкивались с подобными проблемами, часто выручала эффективная работа сотрудников. Как только начинали разбираться внутрисемейные проблемы, так сразу удавалось и начать терапию, и помочь матери справиться с кризисной ситуацией.
Кроме того, чтобы и мама, и ребенок смогли жить нормальной жизнью, несмотря на ВИЧ, необходимо доверие между врачом и пациентом, убежденность в эффективности терапии. “Поэтому предложенные Госдумой меры должны быть направлены, в первую очередь, на повышение качества помощи людям, живущим с ВИЧ, — утверждает Евдокимова. — Около 40% женщин впервые узнают о диагнозе во время беременности. Очень важно, как женщину проконсультируют в этот момент”.
Известие о диагнозе может стать серьезной травмой для женщин именно потому, что медики повели себя некорректно: обругали, обвинили, испугались, выказали брезгливость, дали необоснованный плохой прогноз. Поэтому «новым» больным могут помочь те, кто уже принял и осознал свой диагноз.
“Недоверие к информации о ВИЧ, получаемой от медиков, — это симптом недоверия нашего населения к медицине в принципе. Привлечение к консультированию человека, живущего с ВИЧ и обученного навыкам консультирования, может исправить ситуацию. Уровень доверия к информации, исходящей от другого представителя пациентского сообщества, может быть значительно выше”.
Каждое учреждение, проводящее обследование на ВИЧ, должно иметь контакты разных консультантов и НКО, работающих с проблемой принятия диагноза. Когда правдивой информации не хватает, человек рискует попасть под влияние альтернативных толкователей природы ВИЧ и СПИДа. И перестать лечить себя и ребенка.
“Бывают редкие ситуации, когда все меры, направленные на убеждение женщины проходить лечение и давать лекарство своему ребенку, приняты, а эффекта нет. Если жизни и здоровью ребенка грозит опасность, нужно рассматривать возможность привлечения органов опеки. При условии, что семья готова менять убеждения относительно терапии, важно, чтобы в семью приходил специалист, который бы давал ребенку препараты или следил за тем, как это делает родитель”.
По словам исполнительного директора НП «Е.В.А.», «злостных» отрицателей, которые сознательно не лечат детей, не так уж и много, эти семьи вполне можно охватить таким патронажем. Важно также, чтобы хотя бы один специалист из команды, работающей с такой семьей, понимал психологию родителя.
Источник: Агентство социальной информации