Путь к самофинансированию программ ВИЧ в Кыргызстане
В последние несколько лет в Кыргызстане наблюдается значительное сокращение финансирования программ противодействия ВИЧ-инфекции. В прошлом году заголовки газет пестрили новостью о том, что Глобальный фонд – основной донор в стране по борьбе с ВИЧ и туберкулезом – и вовсе прекращает свое финансирование.
Потребности и возможности
Объем финансирования программ по ВИЧ со стороны Глобального фонда в стране за последние два года сократился фактически на 30%: с $7,5 млн в 2014 году до $5млн в 2016 и 2017 годах. Тенденция продолжает нарастать: в заявке на 2018-2020 гг. предварительно одобрено $3,7 млн. в год, то есть еще на миллион меньше.
«$7,8 млн. в год в новой заявке Глобального фонда делят между собой ВИЧ и туберкулез, а раньше такая сумма выделялась только на ВИЧ. Важно то, что снижение финансирования происходит на фоне возрастающих потребностей. Ситуация с ВИЧ в стране сейчас находится на гране выхода из концентрированной стадии, а количество людей на лечении за последние два года выросло почти в два раза, – говорит руководитель ассоциации программ снижения вреда «Партнерская сеть» Айбар Султангазиев. – На этот год у нас хватит средств, но в ближайшие три года мы ожидаем бюджет с нарастающим дефицитом. Только на мероприятия по лечению всех нуждающихся, а это порядка 6000 человек, к 2020 году нам понадобится $3,5 млн., а у нас всего бюджет по ВИЧ $3,7 млн.».
От донорских средств к национальным
Общая мировая тенденция сокращения грантовой помощи и подъем Кыргызстана по квалификации Всемирного банка из стран с низким доходом в группу стран с доходом ниже среднего подталкивают страну к переходу на собственное финансирование. Для государства это непростой процесс, так как все время существования профилактических программ в стране (около 15 лет) их финансировали международные доноры.

«Раньше деньги из госбюджета выделяли только на поддержку инфраструктуры и заработной платы сотрудников службы СПИД, – рассказывает директор Республиканского центра «СПИД» Улан Кадырбеков. – И только с позапрошлого года государство ежегодно начало выделять 20 млн. сомов ($289 тыс.) на программы по ВИЧ. Условием предоставления $11 млн. гранта на ВИЧ от Глобального фонда на следующие три года является вклад государства в размере 15% от суммы гранта. Сейчас мы принимаем Государственную программу по преодолению ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике до 2021 года и в ее бюджет мы заложили эти 15% со стороны государства».
До ноября прошлого года не было известно получат ли в Кыргызстане деньги Глобального фонда. Этот аргумент стал основой для гражданского сектора в продвижении идеи национального финансирования.
«Фактически результатом нашей работы стала разработка так называемой Дорожной карты, то есть плана перехода на государственное финансирование, которая идет как приложение к Государственной программе по преодолению ВИЧ, – говорит Айбар Султангазиев. – К уже выделяемым бюджетным средствам мы добились дополнительно 23млн. сомов ($333тыс.) на 2018 год и по 50 млн. сомов ($725тыс.) начиная с 2019 года. Но этого объема недостаточно. На самом деле мы просили от государства в 4,5 раза больше на 2018 год и в 2,5 раза больше начиная с 2019 г.».
Сейчас Государственная программа по преодолению ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике до 2021 года и Дорожная карта по переходу на государственное финансирование находятся на утверждении в Аппарате Правительства Кыргызстана. Программу должны утвердить уже в августе. Войдут ли эти деньги в республиканский бюджет будет окончательно известно ближе к концу 2017 года.
Режим экономии и оптимизация расходов
При условии, что государство выполнит финансовые обязательства по Госпрограмме до 2021 года, а в страну поступят донорские средства, все равно образуется дефицит не ее реализацию в размере $1,5млн. в год. Средства между мероприятиями в заявке Глобального фонда еще не распределены окончательно. В ближайшее время будет решаться, на чем отразится этот дефицит.

«Мы ожидаем, что дефицитные средства будут покрыты за счет финансирования других доноров и уменьшения профилактических мероприятий, – говорит Айбар Султангазиев. – Например, скорее всего не будет социальных центров. Уже сейчас шесть социальных центров прекратили свою работу, убрали лечение ИППП (инфекций передающихся половым путем – ред.), частично диагностику, лечение оппортунистических инфекций, сократилось количество презервативов и шприцов. В стране есть и другие донорские средства на ВИЧ, самый крупный из которых проект USAID «Флагман». Он выделяет около $700 тыс. в год на наркопотребителей. С учетом этих денег мы будем сокращать средства из бюджета Глобального фонда на эту группу. Сейчас узко стоит задача противодействия эпидемии. Поэтому единственными защищенными статьями пока остаются метадон и антиретровирусные (АРВ) препараты. Их мы стараемся увеличить или хотя бы оставить на том же уровне».
Еще одним этапом оптимизации расходов и перехода на государственное финансирование является передача управления грантами Глобального фонда от действующего реципиента – ПРООН в Министерство здравоохранения. По прогнозам это произойдет не ранее второй половины 2018 года, так как Минздрав должен подготовиться.
«Сейчас все лечение обеспечивается за счет средств Глобального фонда. Даже после того как стали выделяться бюджетные средства, мы не можем их использовать на покупку АРВ препаратов или ключевые уязвимые группы, так как еще нет механизма закупок лекарств и реализации социального заказа. Наша первоочередная задача – принять все необходимые документы для того, чтобы эти процедуры заработали, – говорит Улан Кадырбеков. – Госпрограмма на ближайшие три года сможет сдержать распространение ВИЧ в виду перераспределения ресурсов и оптимального их использования. Даже сейчас мы имеем все шансы достигнуть к 2020 году цели ЮНЭЙДС «90-90-90». Процесс перехода на национальное финансирование и работа программ в условиях сокращения донорских средств непростой опыт. От Минздрава мы уже подавали предварительные темы выступлений на конференции по СПИДу AIDS 2018 в Амстердаме и к июлю следующего года, думаю, у нас уже будет большой практический опыт, которым мы сможем поделиться».
Источник: http://www.afew.org/ru/novosti/self-financing-hiv-kg-ru/